Вирусные и бактериальные заболевания в межсезонье у детей
Автор: Харитонова Галина Валерьевна, детский терапевт Дата: 13.05.2018 Просмотров: 855 Комментарии: 0
Осень вместе с уходящим теплом приносит неприятные сюрпризы родителям, их малыши часто простывают и легко подхватывают инфекцию. Это происходит потому, что:
- В дождливый период влажность воздуха высокая, микроклимат для размножения бактерий и вирусов (патогенов) идеальный.
- С понижением температуры в межсезонье, организм ребенка пытается адаптироваться к новым условиям окружающей среды – его защитные функции ослабевают. Особенно уязвимы в данный период дети младшего возраста (от 1 года до 6 лет), иммунитет которых только со временем начинает работать полноценно.
- Организм работает интенсивнее, чтобы быстрее согреться, а на поддержание иммунитета сил катастрофически не хватает.
Незрелый иммунитет ребенка от 1 до 6 лет
Маленькие вундеркинды отлично знают, что за их способность сопротивляться вирусам отвечает иммунитет. Болезнетворные микроорганизмы есть в теле любого человека. Но здоровый организм способен регулировать их количество, вырабатывая антитела – это основная иммунная функция. Беда детей в том, что растущий организм не успевает откладывать что-либо про запас, в том числе накапливать иммунитет.
Эксперименты под девизом «Пусть переболеет!» очень опасны. Дети мегаполиса не настолько крепки, как их деревенские сверстники из старых советских фильмов. Нелеченые простуды, гриппы, ангины, циститы, синуситы, фарингиты, бронхиты, отиты, пневмонии приводят к тому, что их острые формы переходят в хронические, которые по замкнутому кругу опять бьют по иммунитету. Так человек расплачивается за родительское попустительство всю оставшуюся жизнь.
Возрастание риска заражения инфекцией в контактной среде школы и садика
Любая мама наслышана о сезонных пиках инфекционных заболеваний в детсаду или в школе. Известно также, что для распространения вирусов нужны определенные условия:
- инфицированный донор;
- механизм передачи;
- восприимчивый реципиент.
Как видим, эпидемиологическая цепочка для часто болеющего ребенка в контактной среде имеется в полной мере. Источником вируса может стать любой кашляющий ребенок или даже здоровый носитель. Механизмы передачи обусловлены тесным общением в большой детской компании: общие воздух, вода, столовая, туалет, вещи и даже обнимашки.
На этот опасный период многие школы закрываются, не видя лучшего выхода. Гарантировать, что все дети здоровы, они не могут, как и отвечать за внимательность каждого родителя.
Повышенная умственная, физическая и стрессовая среда
Усталый нервный ребенок – прямая мишень для бактерий и вирусов. Что такое стресс или даже усталость? Это внутренний дисбаланс организма под воздействием внешних факторов. Всё в мире стремится к равновесию, при этом, энергетический ресурс ребенка ограничен. Его нервная система изо всех компенсаторных сил старается вернуть организму спокойствие, но если раздражитель не устранен, то затраты энергии превращаются в растраты. При этом ослабленный организм становится восприимчивым к любым вирусным инфекциям, а общее самочувствие ребенка превращается в плачевное.
Дети – те же взрослые, только у них всё намного серьёзнее. Школа или детский садик – сложное испытание, связанное с выпадением из привычной домашней атмосферы, разлукой с родителями, а также с большими умственными и физическими нагрузками. Неправильная организация обучения, детские слезы и стрессы в первую очередь бьют по иммунной системе. Не стоит удивляться, что капризный ребенок часто болеет.
Слабый иммунитет не повод оставаться неграмотным, сидеть дома и не общаться с друзьями. Он требует закалки, а в отдельных случаях – специальной препаратной поддержки.